Общая характеристика производства

экология информационный загрязнение свинец

3 Использование вторичного сырья

В 1999 г завод заключил договор с воинской частью 25029 №704/5/1510 на поставку аккумуляторных батарей. Ежегодно из аккумуляторного лома выплавляется 1600 - 1700 тонн чернового свинца, что составляет более 10% от годовой производительности веркблея. В течение 1999 - 2000 годов завод получил лом общим весом металлов приблизительно 5363 тонн. В среднем в год перерабатывается 2185,3 т отработанных аккумуляторов.

Аккумуляторные батареи завозятся автомобильным, ж/д и морским транспортом. Батареи передаются без электролита, который сливается и нейтрализуется непосредственно у заказчика. Нужно отметить, что 1/3 часть батарей поставляются в корпусах. При транспортировке аккумуляторов морским путем во избежание пожара, батареи в корпусах заполняются морской водой на треть корпуса, при этом остаточная серная кислота переходит в раствор.

Участок по хранению и переработке лома аккумуляторов (10500 м2) расположен на территории свинцового завода ОАО «Дальполиметалл». На данном участке располагается накопительная площадка аккумуляторных батарей, узел нейтрализации остаточного раствора электролита, помещение для разделки аккумуляторного лома типа «ангар».

Поступающие батареи в корпусах складируются на площадке, аккумуляторы без корпусов - завозятся в цех разделки после слива раствора в узел нейтрализации.

Корпуса заполнены не полностью, примерный объем жидкости в аккумуляторных батареях составляет 100 л с содержанием серной кислоты в растворе - 2,88% или 29,4 г/л. Кислоту нейтрализуют кальцинированной содой, которая тарирована в контейнерах по 1 т и хранится на складе. При нейтрализации раствора кальцинированной содой протекает реакция:

Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O

Процесс реакции вредными выделениями в атмосферу не сопровождается. В процессе нейтрализации образуется шлам в массе около 4,26 кг на 100 л раствора, содержащего серную кислоту.

После нейтрализации производится контроль pH жидкой фазы, которая, имея нейтральную реакцию, сливается в пруд оборотного водоснабжения. Твердая фаза (шлам) выгребается в бочки и вывозится на шлаковое поле свинцового завода. Шламохранилище находится рядом с отделением горновой и шахтной плавки. При захоронении шлама выкапывается яма, в нее помещается шлам, далее засыпается и укатывается погрузмашиной. Такой метод захоронения предотвращает загрязнение окружающей среды

С металлоплощадки аккумуляторы завозятся в помещение, где производится разделка (отделение от корпуса с последующим разделением свинцовой пасты и меди и латуни). Пластины в сборе выбиваются кувалдой из текстолитового корпуса аккумуляторов, либо корпуса разрезаются электропилой. После этого производится разделение батарей на медные пластины и свинцовую пасту. Образующаяся в процессе разделки пыль в атмосферу не поступает. Свинцовая паста отделяется от решеток пластин аккумуляторного лома на вращающейся установке и поступает в отделение шахтной печи. Работы осуществляются непрерывно, по мере поступления партий аккумуляторов.

Аккумуляторный лом представляет собой отходы III и V класса опасности. Таким образом, использование отработанных батарей в собственном свинцовом производстве способствует вовлечению в промышленный оборот тысяч тонн безвозвратно теряемого металла в составе аккумуляторного лома, который размещается на свалках и вызывает загрязнение окружающей среды.

Также на территории свинцового завода идет накопление собственного черного лома (сталь, чугун). Часть чугуна отправляется на переплавку в центральный механический цех ОАО «Дальполиметалл», остальной стальной лом продается потребителям (Шаров, 2002).

Перейти на страницу: 1 2 3 

Другие статьи

Производственные силы и экология
Процесс экономического развития в настоящее время характеризуется постоянно возрастающим уровнем потребления природных ресурсов, что влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды. Ос ...

Информационно-справочные материалы по экологие
Данные информационно-справочные материалы составлены с целью дать возможность участникам общественного экологического движения, не имеющим специального образования, ознакомиться с местом эк ...

Влияние промышленности и транспорта на экологию. Радиационная обстановка в РФ
Со второй половины прошлого века экология начала приобретать значение мировоззрения. Такая необходимость появилась оттого, что человек постепенно вмешивается в природную среду. Началось осознание того ...