- исходя из удельных общественно необходимых затрат на подавление этих веществ или их замену (последнее касается озоноразрушающих веществ);
- на основе установленного мировым сообществом согласованного норматива.
Очевидно, что в перспективе мировое сообщество перейдет к квотированию выбросов загрязняющих веществ на душу населения и оказывающих влияние на глобальные изменения в биосфере и установлению налога на эти вещества.
Что касается методологии установления платежей за размещение отходов, то она также требует совершенствования. Токсичные и опасные отходы должны храниться, перерабатываться или уничтожаться только специализированными, имеющими на это право, предприятиями. Плата за их размещение должна быть такой, чтобы возместить затраты указанных предприятий, обеспечить необходимый уровень прибыли и экологическую безопасность процесса.
При этом экономические нормативы платы за размещение отходов в пределах лимита могут разрабатываться на основе затрат:
- на размещение (захоронение, хранение) отходов предприятий и региона в целом;
- на использование отходов;
- на разработку и создание малоотходных технологий.
Одновременно следует совершенствовать налоговую политику в отношении предоставления льгот предприятиям, использующим отходы. В этой связи заслуживает внимания опыт ФРГ и других стран, где установлена плата (налог) за упаковку как форма борьбы с образованием отходов.
Действующая в настоящее время в России система платежей должна дополняться платой за другие виды вредного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, тепловое загрязнение, радиационные воздействия, бактериологическое загрязнение и др.). Такая плата применяется в отдельных регионах России (например, плата за шумовое и бактериологическое загрязнение - в Нижегородской области) и по мере отработки методических подходов к ее применению будет внедряться на всей территории страны.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 16) выделены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду, которое является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Важно отметить, что внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Особенности экономического механизма управления в экологической сфере определяются спецификой результата трудовой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Экологическая сфера, как известно, подразделяется на природоресурсную и природоохранную (собственно экологическую) подсистемы (сферы).
Другие статьи
Круговорот веществ и устойчивость природных экосистем
Экологическая система - единый природный или
природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их
обитания, в котором живые и косные экологические компоненты соединен ...
Методы биоиндикации
Наиболее
часто цитируемой и, в то же время, наиболее идеологически расплывчатой областью
экологии является некоторая совокупность методов, называемая “биоиндикацией”.
Хотя истоки наблюдений ...
О здоровом образе_НаркоАлкоКур
Курение, употребление алкоголя и
наркотиков несовместимы со здоровым образом жизни.
Академик Иван Петрович Павлов
говорил: "Не пейте вина, не огорчайте сердце табачищем - и проживет ...