Геологическое строение

Геологическое строение района Торгашинского месторождения известняков, в котором идет разработка карьера «Цветущий лог», определяется его положением среди крупных геологических структур. Данный район расположен в области сочленения Манского прогиба Восточных Саян и Чулымо-Енисейской впадины. По данным геологической съемки масштаба 1:50000, выполненной в 1967 г., и материалам разведки участка «Черный мыс» 1981-1982 региональное геологическое строение данной территории выглядит следующим образом.

Стратиграфия. Наиболее древними породами, развитыми в пределах района, являются докембрийские образования жистыкской свиты вендской системы. Жистыкская свита сложена кварц-полевошпатовыми песчаниками, алевролитами, известняками с примесью терригенного материала, реже гравелитами и конгломератами, развита в тектонических блоках на северо-западе рассматриваемого района.

На размытой поверхности докембрийских образований со стратиграфическим несогласием залегают кембрийские отложения калтатской, торгашинской, шахматовской свит.

Кембрийская система. Нижний отдел. Калтатская свита. Отложения свиты развиты преимущественно в западной части площади района. Сложена она известковистыми алевролитами, часто переслаивающимися с песчаниками и известняками, невыдержанными по простиранию прослоями гравелитов и конгломератов. Мощность свиты 450 м. Нижний-средний отдел Торгашинская свита.Отложения свиты залегают со стратиграфическим несогласием в западной части площади на отложениях колтатской свиты, а в восточной - на докембрийских образованиях жистыкской свиты. Порода торгашинской свиты слагает осевую часть Торгашинского хребта, к ним приурочено Торгашинское месторождение известняков.

Отложения свиты представлены известняками с редкими и тонкими прослоями доломитизированных известняков и доломитов. Известняки представляют собой породу серого цвета различных оттенков, реже встречаются темно-серые разности, иногда до черных.

Структура пород преимущественно скрыто-мелкозернистая, текстура массивная, пятнистая, иногда до брекчевидной и довольно редко неотчетливо слоистая. Такие текстуры характерны для известняков сложного рифогенно-хемогенного генезиса, формировавшихся в условиях мелководья шельфовых зон. Возможно порода представляет собой обломки рифовых строений сцементированных хемогенными осадками.

Известняки являются высококальциевыми породами о содержанием СаО - 50-52%, в их минеральном составе преобладает кальций, доломитизированные известняки имеют резко подчиненное распространение и очень не выдержаны, мощность слоя колеблется от 2-3 м до 20-30 м. Для доломитизированных известняков так же как и для чистых разностей, характерны кальцитизация и окварцевание.

Алевролит-песчанистые породы встречаются в различных частях разреза карбонатной толщи и в резко подчиненном количестве. Они образуют маломощные линзовидные - сингенетичные тела (прослои) небольшой протяженности и не могут служить маркирующими горизонтами в толще карбонатных пород.

Карбонатные породы месторождения в значительной степени закарстованы. Форма и размеры карстовых образований весьма разнообразны, интенсивность закарстования неравномерная. По своему положению в разрезе различается поверхностный и внутренний карст, по форме его заполнения он бывает залеченным как полностью, так и частично, либо открытый, в свою очередь заполнитель может быть рыхлым.

Другие статьи

Очистка углеводородов нефти биотехнологическими методами
Деятельность предприятий нефтяного комплекса приводит к образованию объемов шламовых отходов: шламов чистки резервуарных парков и оборудования, осадков и избыточных активных илов сооружений ...

Экспериментальное биотестирование качества воды реки Днепр
В работе [37] с использованием Daphnia magna Straus определена токсичность сточной воды сбрасываемой в р. Днепр водопользователями и воды самого водотока. Для опытов и использовали сточную воду ...

Создание научной методологии проектирования нейтрализатора современных автомобилей
Загрязнение воздуха вредными выбросами автомобилей в конце ХХ века стало одной из глобальных экологических проблем. Путь ее решения только один - автомобиль должен стать экологически чистым. ...