Основные лимитирующие факторы, хозяйственное значение

Из произведённых мною исследований следует, что даже на большой части ареала бывают случаи массовой гибели косуль от истощения в суровые и многоснежные зимы с продолжительным настом. Косули плохо переносят высокий снеговой покров: европейские косули с трудом передвигаются по снегу высотой 20-30 см, а сибирские выше 40-60 см. В снежный период года косули любят ходить по своим протоптанным тропам.

Зимой и летом встречаются преимущественно одиночные животные и группы из двух - трех особей, осенью и зимой появляются табуны из четырех - десяти и редко из большего количества зверей. Величина групп косуль в снежный период во многом определяется плотностью их населения.

Наилучшие пастбища косуль - молодняки лиственных пород, возникающие чаще всего на вырубках лиственных и еловых лесов. Такие пастбища отличаются наибольшей концентрацией легко доступного и питательного веточного корма. Так, известно, что его запас на вырубке второго-третьего года существования увеличивается в восемь-девять раз в сравнении с коренными насаждениями. Наивысшая продуктивность - 3,8-4,6 тонны побегов (имеется в виду воздушно-сухая масса) из расчета на 100 гектаров - достигается на пятом году зарастания вырубки. Сходные результаты дают и несплошные рубки, производимые с целью улучшения условий освещенности под пологом леса. На шестой год после таких рубок, например, в дубово-ясеневом лесу запасы кормов для косуль могут превысить 8 тонн на каждые 100 гектаров. Достаточный запас полноценных зимних кормов косули находят и в других обычных для них стациях - на опушках лесов, в зарослях кустарников. В спелых насаждениях условия существования для косуль зимой гораздо хуже.

Весной с началом вегетации растений косули резко меняют характер своего питания, так как в массе появляется зеленая листва на деревьях и кустарниках и отрастают травы. Естественно, что запас весенних кормов для косуль в любом угодье во много раз превосходит зимние.

Основной враг косули - волк. Особенно большой урон волки наносят популяции косуль зимой, при высоком снежном покрове.

Обычно самки приносят 2 детенышей, редко 1 или 3. Известны случаи, когда у самки находили 4 и 5 зародышей, но, видимо, часть их впоследствии рассасывается или же молодые рождаются нежизнеспособными.

У косуль участки обитания как отдельных особей, так и групп зверей обычно представляют собой целостную территорию. При этом, однако, не вся ее площадь используется равномерно: в разные сезоны животные предпочитают держаться то на одних, то на других участках. Годовые участки обитания этих зверей по своей конфигурации приближаются к окружности. Площадь их у самцов в среднем составляет около 150, у самок - около 120 гектаров. Сезонные же участки располагаются внутри годовых таким образом, что примерно наполовину перекрывают друг друга. Центры сезонных участков находятся поблизости один от другого. В каждый сезон большинство зверей предпочитают держаться в центре соответствующего сезонного участка, отходя от него не далее полукилометра. В связи с многолетним ходом изменения погодных условий, а соответственно и кормовой базы границы годовых и сезонных участков могут меняться. На изменение границ участков обитания существенное влияние оказывает также хозяйственная деятельность человека.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи

Взаимодействие и обмен информацией
Обмен информацией (коммуникации) между подразделениями, функциональными направлениями организации, координационными структурами, а также руководством необходим, с одной стороны, для решения стоящих ...

Лазерная автодинная интерферометрия динамических параметров биообъектов Daphnia magna Strauss
Для оценки степени загрязнения окружающей среды широкое применение могут найти методы, основанные на оценке физиологических параметров биологических тест-объектов. В качестве тест-объектов для ...

Влияние выбросов автотранспорта на здоровье человека
Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе страны. Он перевозит более 80% народнохозяйственных грузов, что обусловлено высокой маневренностью автомобильного транспорта ...