Экологический словарь-справочник

(справочные материалы представлены только в разделах от А до Е)

А

АВАРИЙНЫЙ ВЫБРОС

(А.в.) — вынужденный выброс в окружающую среду загрязняющих веществ в количестве, которое намного превышает ПДВ. Как правило, А.в. является следствием изношенности оборудования предприятий и нарушения технологий.

АВАРИЯ

(экологическая, А.) — выброс производственным объектом в окружающую среду в особо больших количествах загрязняющих веществ (химических, радиоактивных и др.), что делает его последствия опасными для людей, а также для других живых организмов. Вероятность А. возрастает с повышением мощности предприятий и усложнением технологических схем. По этой причине в мире в последние годы возросли количество А. и их масштабы. На частоту А. в РФ влияют и моральный, и физический износ оборудования.А. постоянно сопровождают транспортировку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, что вызывает загрязнение почв и надземных и подземных вод (включая моря). Ежегодно в РФ происходит более 20 крупных А. на магистральных и до 40 тыс. на внутрипромысловых нефтепроводах. В последние годы участились А. при перевозке нефти морскими судами.А., повлекшие трагические последствия, называют катастрофами. О масштабах промышленных катастроф, произошедших в мире в XX веке, можно судить по данным, приведенным в табл. 1 (см. также Чернобыль, Кыштым).

АВИАЦИЯ

(влияние на окружающую среду, А.), как и все виды транспорта, оказывает значительное влияние на окружающую среду. А. вызывает шумовое загрязнение и изменяет газовый состав атмосферы, выжигая кислород и выделяя диоксид углерода, загрязняет атмосферу оксидом углерода, оксидами азота, углеводородами. Загрязнение атмосферы А. примерно в 8 раз больше, чем автомобилями (в пересчете на перемещение 1 человека на расстояние 1 км). Оксиды азота, выбрасываемые двигателем самолета, в результате фотохимических реакций разрушают озоновый слой. Однако, поскольку А. используется меньше, чем автомобильный и железнодорожный транспорт, в развитых странах, а также и в РФ, загрязнение от А. пока составляет не более 1—3% ущерба, который наносят атмосфере все виды транспорта.

АВТОМОБИЛЬ

(А.) — наиболее распространенное средство наземного безрельсового транспорта, важнейший фактор формирования городской (а также отчасти сельской) среды. Число А. в мире превышает 600 млн. На долю А. в крупных городах РФ приходится в среднем 50-60% загрязнения атмосферы. А. выжигает значительное количество кислорода и выбрасывает в атмосферу эквивалентное количество диоксида углерода, что способствует формированию парникового эффекта. В составе выхлопных газов А. содержится около 300 вредных веществ. Основными загрязняющими атмосферу веществами являются оксиды углерода, углеводороды, оксиды азота, сажа, свинец, диоксид серы. Среди углеводородов наиболее опасны бенз(а)пирен, формальдегид, бензол.При работе А. в атмосферу поступает также резиновая пыль, образующаяся при стирании покрышек. При использовании бензина с добавлением соединений свинца А. загрязняет почвы этим тяжелым металлом (см. Загрязнение почв). Возможно также загрязнение водоемов при мытье А. и при попадании в них отработанного машинного масла. А. являются источником шумового загрязнения.Под колесами А. гибнут люди. Так, в РФ еженедельно на дорогах погибает 4 человека. В США ежегодные аварии уносят 48 тыс. и калечат не менее 300 тыс. человек. За время использования автомобильного транспорта в США погибло почти 2 млн. человек, что в 2 раза больше потерь американских войск во всех войнах.А. наносят ущерб животному миру. За 1 км движения легкового А. по открытой местности об его ветровое стекло разбивается до 3 тыс. насекомых. На каждые 27 км городского маршрута А. уничтожает 1 экз. позвоночных (кошки, собаки, мыши, воробьи и др.).На производство А. затрачивается много энергии и ресурсов, значительная часть которых невозобновима. Для передвижения А. необходимы асфальтовые трассы, значительную площадь занимают гаражи и места парковок. Наибольший вред наносят личные А., так как загрязнение среды при поездке на автобусе в пересчете на одного пассажира значительно меньше.Снижение отрицательного влияния А. на окружающую среду — важное условие построения общества устойчивого развития (см. Модели мира). Наиболее радикальный способ решения вопроса — сокращение количества А. Однако количество личных А. пока продолжает увеличиваться во всем мире (см. Потребительский подход). Так, за последние 5 лет количество В США на 1000 человек приходится 590 А., в Швеции — 420, в Японии — 285, в Израиле — 145, в Южной Корее — 27, в Китае — 2 А.).Пока наиболее реальным вариантом решения проблемы является уменьшение вреда от А. за счет снижения затрат горючего. Так, если сегодня средний легковой А. потребляет 6—10 л бензина на 100 км пути, то уже созданы двигатели легковых А., которые расходуют всего 4 л. В Японии компания «Тоёта» готовит к выпуску модель А. с расходом горючего 3 л на 100 км пути.Загрязнение атмосферы А. уменьшается также при замене бензина на сжиженный газ. Используются специальные добавки-катализаторы к жидкому топливу, увеличивающие полноту его сгорания, бензин без свинцовых добавок. Разрабатываются новые виды топлива. Так, в Австралии (Канберра) апробировано экологически чистое топливо, в составе которого 85% дизельного топлива, 14% этилового спирта и 1% специального эмульгатора, повышающего полноту сгорания горючего. Проводятся работы по созданию двигателей А. из керамики, которые позволят повысить температуру сжигания горючего и уменьшить количество выхлопных газов. В Японии и ФРГ уже появились А., оборудованные специальными электронными устройствами, обеспечивающими более полное сжигание топлива.В больших городах строятся объездные дороги для междугородных автобусов и грузового транспорта, строятся подземные и надземные транспортные магистрали, поскольку особенно много выхлопных газов выделяется в атмосферу при возникновении «пробок» на перекрестках улиц. В ряде городов движение А. организуется по типу «зеленой волны».Во многих городах (например, в Куритиба, Бразилия) удалось достичь уменьшения пробега личных автомобилей за счет совершенной организации работы общественного транспорта. По этому пути идут Япония и Венгрия, которые отвергли «американский» путь решения транспортной проблемы преимущественно за счет личных А. Впрочем, и в США в ряде штатов поощряются совместные поездки соседей в одном А. на работу.Уменьшается экологический вред от А. при сборе и переработке отработанного машинного масла. В Москве при одном из нефтеперерабатывающих заводов создано производство по регенерации 50 тыс. т машинного масла в год. Возможно и повторное использование автопокрышек, на которые наваривается новый протектор.Преодоление «автомобильной болезни» и сокращение количества личных А. может быть достигнуто за счет повышения цены на А., оборудованные электронными средствами контроля влияния на окружающую среду, и экологически ориентированной налоговой системы. Так, в США введен сверхвысокий «зеленый налог» на машинное масло.Специальными задачами являются также уменьшение числа устаревших А., которые продолжают использоваться и загрязняют среду больше, чем новые А. (это проблема бедных стран), и утилизация А., поступающих на свалки.В РФ важную роль должны играть экологические службы ГАИ, контролирующие количество выхлопных газов А.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи

Очистка углеводородов нефти биотехнологическими методами
Деятельность предприятий нефтяного комплекса приводит к образованию объемов шламовых отходов: шламов чистки резервуарных парков и оборудования, осадков и избыточных активных илов сооружений ...

Основы биогеоценологии
На Земле существуют совершенно различные типы местообитаний. Эти местообитания достаточно четко выражены и довольно на большом протяжении достаточно однородны. Эти местообитания называются б ...

Опасные и вредные факторы на рабочем месте пользователя ПЭВМ
Операторы ПЭВМ, программисты сталкиваются с воздействием таких физически опасных и вредных производственных факторов, как повышенный уровень шума, неудовлетворительные микроклиматические па ...