Использование природных ресурсов

Выполнение требований рационального природопользования, изложенных в природоохранных законах, санитарных нормах и стандартах в области охраны природы, обязательно при проектировании, сооружении и эксплуатации железнодорожных магистралей, предприятий и сооружений. Места строительства объектов железнодорожного транспорта определяются в соответствии с перспективами развития отрасли и требованиями законов о земле. Земли для размещения объектов железнодорожного транспорта выделяются государством с учетом требований рациональной организации территории комплексного землепользования. Так, при проектировании и строительстве железных дорог земля отводится под железнодорожное полотно, полосу отвода и снегозащитные лесонасаждения, а также под различные здания и сооружения, принадлежащие данной дороге. При проектировании и строительстве локомотивного или вагонного депо, других производственных предприятий общая площадь отводимых земель равна сумме площадей под производственные и вспомогательные здания (с учетом коэффициента застройки), сооружения, подъездные пути и санитарно-защитные зоны. Число и характеристика зданий и сооружений регламентируются видом и объемом производственной деятельности ж. д. или предприятия.

Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество разнообразного топлива (уголь, газ, дизельное топливо, бензин и т.п.) для обеспечения работы подвижного состава, выполнения технологических процессов на производстве, отопления как производственных, так и непроизводственных зданий (в том числе жилых). Расход топлива подвижным составом зависит от типа используемых энергетических установок, их мощности, режимов работы, технического состояния. [1]

Любой объект железнодорожного транспорта в процессе функционирования потребляет воздух (например, для вентиляции помещений, при сгорании топлива, в производственных процессах) и воду (для питьевых, хозяйственно-бытовых и производственных нужд). Общее потребление воды железнодорожного транспортом России составляет ок.300 млн. м3 в год. Нормы расхода воды на основные и вспомогательные производственные процессы предприятий железнодорожного транспорта разработаны ВНИИЖТ. Например, для наружной обмывки электровоза установлена норма водопотребления 2-3 м3, пассажирского вагона - 1-2 м3, грузового вагона - 0,7-2 м3, тепловоза - 6-15 м3, для пропитки 1000 м шпал - 90 м3; очистки, ремонта, сварки 1 км рельсов - 10 м3. Объекты железнодорожного транспорта обеспечиваются водой централизованно от городских и специализированных водопроводов, а также из водоемов, одиночных скважин и колодцев. Большая часть воды (до 80%) после использования в производственных процессах отводится в виде промышленных и хозяйственно-бытовых стоков. [9] [10]

Другие статьи

Проблемы, препятствующие распространению экологического менеджмента в России
В России практический опыт, накопленный в последние 5-6 лет, позволяет указать на основные проблемы, которые замедляют распространение подходов системы экологического менеджмента на российских предп ...

Создание оборотного водоснабжения на станции очистки гальванических стоков
Гальванические покрытия являются одним из эффективных методов защиты от коррозии, они также широко применяются для придания поверхности деталей ряда ценных специальных свойств: повышенной тв ...

Загрязнение атмосферы на территории России
Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельност ...