Прогнозирование научно-технического прогресса в охране окружающей среды

В настоящее время решение социально-экономических задач невозможно без развития НТП, обеспечивающего рациональное использование, воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды, находящих свое отражение при выполнении прогнозов до 2010 года. Особое внимание требуют развитие НТП и его использование в народном хозяйстве и в деятельности непроизводственной сферы.

По мере роста масштабов производства, усложнения его связей и усиления значений решений социально-экономических задач особое внимание привлекают проблемы роста уровня НТП, повышения социально-экономической эффективности при размещении производительных сил в экологически ориентированном народнохозяйственном комплексе.

Развитие производства, в свою очередь, предполагает наличие соответствующей качественной пространственной базы, которая влияет на степень развития производительных сил и обеспечивает развитие региональной экономики и экологии. Отсюда одним из важнейших условий повышения социально-экономической эффективности экологически ориентированного народнохозяйственного комплекса являются учет уровня НТП и исследование ряда принципов рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны природы, таких, как:

• комплексность, с одной стороны, экологических, с другой — экономических, социальных, демографических и организационных сочетаний и их взаимосвязи;

• замкнутость вышеперечисленных взаимосвязей;

• миграция ингредиентов в окружающей среде;

• необратимость некоторых частей природных компонентов и явлений;

• преемственность, адаптация и последовательность проявления всей совокупности взаимосвязей в экологически ориентированном народнохозяйственном комплексе;

• интегральная оценка и системный анализ последствий антропогенного воздействия на качество окружающей среды и на реципиенты;

• сбалансированность природных и экологических потенциалов и их планомерное использование в народнохозяйственном комплексе и др.

При разработке комплексных планов на перспективу первостепенное значение имеет эколого-экономическое прогнозирование рационального использования природных ресурсов, определение оптимальной экономико-организационной структуры управления природоохранными мероприятиями на региональном, общегосударственном или международном уровнях.

Основными критериями оптимальности на региональном уровне являются:

• экономический — максимум уровня рентабельности природоохранных мероприятий, которая измеряется суммой объема прибыли от реализации вторичной продукции и величиной предотвращенного ущерба к величине производственных фондов;

• экологический — максимум стабильности уровня концентрации токсических веществ в окружающей среде;

• организационный — максимум уровня кооперации между предприятиями, промышленными и сельскохозяйственными объединениями, расположенными в границах природоохранного региона.

Среди критериев оптимальности для всех стран мира (и даже для занимающих значительные территории земли, морей и океанов и имеющих развитую индустрию и сельское хозяйство) на первое место выходят социально-демографические и экологические показатели: плотность населения в отдельных регионах, скорректированная на потенциальную возможность нормативного обеспечения продуктами питания, водой и воздухом с учетом экологических показателей и их качественных характеристик. В условиях непрерывного развития НТП и роста численности населения Земли и его потребностей в увеличении использования природных ресурсов и их ограниченности общепринятыми критериями рационального природопользования должны стать интегральные нормы использования природного потенциала на одного жителя Земли.

Дифференцированные оценки уровня НТП, норм потребления природных ресурсов и продуктов питания по регионам способствуют рациональному их использованию и сохранению качества окружающей среды. Существенным мероприятием по улучшению качества окружающей среды является нормирование единицы мощности подвижного транспорта с двигателями внутреннего сгорания на одного пассажира. Это особенно важно в наше время, когда резко возрастают транспортные средства больших мощностей в личном пользовании. Подвижной автотранспорт вносит до 50% загрязнителей в атмосферный воздух городов и населенных пунктов.

Поэтому создание и развитие общественного автотранспорта за счет сокращения единицы мощности на одного пассажира транспортных средств в личном пользовании позволит значительно уменьшить загрязнение атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах.

Для достижения максимума эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий используются последовательно эвристические статистико-вероятностные и детерминированные методы в прогнозировании, планировании и управлении рациональным использованием природных ресурсов (земельных, водных и воздушных бассейнов) на международном, национальном, региональном уровнях и на уровне отдельных ТПК. В настоящее время недостаточно полно разработаны правовые и социально-экономические аспекты, устанавливающие принципы развития НТП рационального использования ресурсов окружающей природной среды. Основными принципами развития НТП и охраны окружающей среды являются следующие: системности и комплексной взаимозависимости; логической последовательности и количественной зависимости; структуризации; региональности и возможностей внутренней замкнутости использования, воспроизводства природных ресурсов; устойчивой последовательности антропогенного воздействия на окружающую среду; неповторимости и невозобновимости элементов эколого-экономической системы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Система экологического менеджмента на мясоперерабатывающем предприятии
В наши дни в связи с резким усилением техногенного воздействия на окружающую природную среду, бурным развитием промышленности, транспорта, сельского хозяйства в окружающую среду выбрасываетс ...

Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду
Железнодорожный транспорт - вид транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется по рельсовым путям. Понятие железная дорога (устар. железянка) обозначает оборудованную ...

Методика биотестирования на водных жесткокрылых: Platambus maculatus, Haliplus flavicollis и Gyrinus sp
Для биотестирования брали Platambus maculatus, Haliplus flavicollis и Gyrinus sp. в количестве 5 штук и высаживали в модельные растворы. В ходе хронического опыта учитывали двигательную актив ...