Экологическая функция государства

Государство осуществляет экологическую функцию как суверен и организация политической власти. Российская Конституция не ставит перед государством прямо цель охраны окружающей среды, однако его экологическая функция может быть выведена из обязанностей и ряда других характеристик. Правовую основу и политико-экономическую сущность экологической функции составляют конституционные нормы об использовании и охране природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов (ч. 1 ст. 9) и о праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42), которыми должно руководствоваться государство и которые связывают его необходимостью приоритетного обеспечения общественного экологического интереса. Федеративная организация государства при осуществлении им экологической функции проявляется посредством отнесения природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, законодательства об охране окружающей среды к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "д", "к" ст. 72).

Представляется, что экологическая функция государства должна выстраиваться по приоритетному принципу, с обозначением видов деятельности, на которых целесообразно сосредоточить усилия в первоочередном порядке. Критериями приоритетности могут быть как неотложность каких-либо конкретных задач, так и их способность наиболее эффективно влиять на успешное решение всех или многих других проблем. В настоящее время есть основания для выдвижения на первые места в структуре экологической функции государства следующих направлений: построение обоснованных экономических отношений между природопользователями и государством, а в широком смысле - между природопользователями и обществом по поводу использования природных ресурсов и охраны объектов окружающей среды; организация эффективного управления охраной окружающей среды; экологизация образования и культуры в целом.

Экологическая функция государства не сводится только к государственному управлению, хотя управление и является формой ее осуществления. Данная функция должна рассматриваться с включением в нее видов экологически значимой деятельности, в которых государство участвует в качестве невластвующего субъекта, например, осуществляя правомочия собственника природных ресурсов, что следует из связанности государства его конституционной обязанностью использовать природные ресурсы как основу жизни и деятельности народа.

Другие статьи

Концепция безотходного производства
В данной работе рассмотрены принципы внедрения малоотходных и безотходных технологий, как наиболее перспективные направления бережного природопользования и сохранения окружающей среды, а так ...

Подготовка исходных реагентов и растворителей
Ацетон – сушили над CaCl2, а затем кипятили над оксидом фосфора (Р2 О5) в течение двух часов и дважды перегоняли над Р2 О5, Ткип = 560С, n = 1.3550. Этанол абсолютный. Этанол (ректифик ...

Связь загрязнений окружающей среды со здоровьем взрослого и детского населения
Актуальность проблемы. Среди других загрязнителей биосферы доля окислов азота и свинца увеличивается постоянно. Ежегодно выброс этих соединений в атмосферу Земли достиг 50 млн.т. 30% из них ...