Субъективная роль государства в экологическом праве

Важнейшая особенность государства как субъекта экологического права состоит в том, что оно "творит" это право - по меньшей мере в его позитивном (нормативном) понимании. И в этом смысле оно не только формулирует права и обязанности других субъектов, но и наделяет само себя правами и обязанностями в сфере охраны окружающей среды. Объем их и содержание зависят от приоритетов государственной политики, от степени ее экологизированности.

Государство определяет и проводит национальную экологическую политику, призванную соединять общественные и экологические закономерности развития. Государственная экологическая политика может рассматриваться не только как часть концепции перехода к устойчивому развитию, на что обращается внимание чаще всего, но и в составе экономической и других стратегий, а также в качестве самостоятельной стратегии, что подтверждается, например, принятием Экологической доктрины РФ. В соответствии с этим документом целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Одним из средств достижения целей называется обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения. Вместе с тем право не рассматривается Экологической доктриной в качестве самостоятельного направления государственной политики в области экологии, что преуменьшает его действительную роль.

Современная экологическая политика должна, во-первых, формироваться во взаимодействии государства и гражданского общества, во-вторых, учитывать как предыдущий опыт реализации национальных стратегий, так и опыт ведущих мировых держав по решению экологических проблем, в-третьих, использовать достижения отраслевых наук (экологии, экономики природопользования, экоинженерии, экологического права, экологической эпидемиологии и т.д.) и включать научно обоснованные пути решения наиболее актуальных задач. В основу государственной экологической политики должны быть положены следующие методологические предпосылки: человек не может быть здоровым в больной окружающей среде; невозможно решать экологические проблемы вне экономического развития или вопреки ему; необходимым условием дальнейшего развития является уменьшение затрат природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в расчете на единицу конечного экономического результата, а также сокращение накопленного экологического ущерба.

Деятельность государства в качестве главного субъекта экологической политики имеет правовые формы и реализуется посредством осуществления экологической функции.

Другие статьи

Влияние воды на здоровье человека
Вода в нашей жизни - самое обычное и самое распространенное вещество. Однако с научной точки зрения это самая необычная, самая загадочная жидкость. Все живое, в том числе и человек, сос ...

Нефтяные загрязнения окружающей среды
Окружающая среда дает промышленному предприятию все необходимое для продолжения технологического цикла. По мере того, как развивается и расширяется производство, предприятию требуется все большее коли ...

Понятие экологического менеджмента
В условиях рыночной экономики перерабатывающая промышленность, а особенно мясоперерабатывающие предприятия оказались на грани выживания. Это нашло выражение в резком уменьшении производства мяса и м ...